Меридиан

Главная Написать нам Версия для печати Карта сайта RU | EN

Итоги конференции

II-ая Межотраслевая научно-практическая конференция «Жизненный цикл промышленных объектов. Трехмерное проектирование. Строительство. Эксплуатация», завершила свою работу. Подводя итоги, представляем обзор состава участников конференции, тематики докладов и наметившихся тенденций.

Немного истории

Идея собрать конференцию по 3-х мерному проектированию, на которую пригласить представителей разных отраслей для обмена опытом и решения общих проблем, возникла еще до кризиса 2010 года. Вследствие, по ряду причин, идея была «заморожена» и только в 2012 году, на совещании Межотраслевой Рабочей группы, посвященной вопросам 3D-проектирования, которая состоялась в Москве, в феврале 2012 года, в МИИГАиКе – эта идея вдруг стала актуальна и получила активную поддержку участников совещания.

Так родилась Первая Межотраслевая научно-практическая конференция "Трехмерное проектирование жизненного цикла инфраструктурных объектов", которая прошла в Москве 6 июня 2012 года. Конференция собрала почти 100 участников (планировали 80 человек), среди которых были представители ведущих отраслевых проектных институтов нефтяной, газовой, атомной, гидро, тепло-, электроэнергетики, трубопроводного, автодорожного и железнодорожного транспорта; поставщиков программного продукта для 3D-проектирования; высших учебных заведений РФ; компаний, занимающихся сбором и обработкой цифровых пространственных данных. Основным итоговым документом конференции стала Резолюция, в которой было отмечено, что трехмерное проектирование на сегодняшний день может превратиться в актуальный и необходимый инструмент проектирования инфраструктурных объектов. Переход к трехмерному проектированию позволит значительно сократить сроки проектирования и количество ошибок на стадиях, как проектирования, так и строительства и эксплуатации. Современные технические средства позволяют получать трехмерную модель с учетом рельефа, природных процессов, плотности застройки, развития инфраструктуры. Результаты трехмерного проектирования могут служить основой для сверки проектных решений, сопровождения процессов строительства, эксплуатации, мониторинга и моделирования чрезвычайных ситуаций, а также для принятия управленческих и стратегических решений на региональном и федеральном уровнях.

После анкетирования участников стало ясно, что придется сменить формат 3D-Конференции: во-первых, нужно два дня, чтобы могли выступить все желающие; во-вторых, нужно две секции, основная, где идут выступления докладчиков и вспомогательная, где проходят тематические (отраслевые) круглые столы. И в-третьих, учитывая, что основной аудиторией являются проектные институты – необходимо перенести Конференцию в город, где находятся большинство головных отраслевых проектных институтов. Так 3D-Конференция сменила адрес и переехала в город Санкт-Петербург.

Цели и задачи II 3D-Конференции

Основная цель II-ой 3D-Конференции - развитие рынка цифровых (информационных) моделей объектов инфраструктуры на протяжении всего жизненного цикла, что становится существенным условием повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности России, снижения инвестиционных рисков, повышения качества проектирования, сокращения сроков строительства и эксплуатационных расходов.

Сегодня 3D-Конференция является, пожалуй, единственным межотраслевым мероприятием, на котором обсуждаются все вопросы, влияющие на внедрение в России технологий 3D-проектирования и моделирования жизненного цикла промышленных объектов. Эти технологии, в настоящее время, один из немногих рычагов, который позволит компаниям, будь-то инвестор, проектировщик, строитель или эксплуатант – снизить общую стоимость «владения инфраструктуры», ускорить сроки и повысить качество работ без дополнительных вложений, что усилит их конкурентоспособность и эффективность производства.

Состав участников

В работе конференции в 2013 году приняли участие 125 специалистов из 10-ти десяти системообразующих отраслей РФ, таких как нефте-газовой, атомной, гидро, тепло- и электроэнергетики, трубопроводного, автодорожного и железнодорожного транспорта, горной индустрии, начиная с инвестиционного департамента, заканчивая строительными и эксплуатирующими подразделениями, по всей цепочке жизненного цикла объекта.

На ежегодном заседании Межотраслевой рабочей группы было принято решение о составе участников II-ой 3D-Конференции. Прежде всего, места должны были предоставляться представителям отраслей. На каждую отрасль была выделена квота на количество участников, и эта квота неуклонно соблюдалась Оргкомитетом при рассылке приглашений и регистрации. В связи с этим, не все желающие вошли в число участников, за что Оргкомитет приносит свои извинения и постарается в следующем году учесть это обстоятельство и увеличить число посадочных мест, чтобы принять всех желающих.

Ниже приводится Диаграмма № 1, по составу участников по позиции: 1 - квота по плану, 2 - прошли регистрацию, 3 - реально пришли. Из диаграммы видно, что почти все квоты при регистрации были превышены.

Диаграмма № 1: Состав участников по основным отраслевым сегментам

Диаграмма № 1: Состав участников по основным отраслевым сегментам

Запланированное количество участников - 150 мест. Если принять это число за 100 %, то разбивка по отраслям следующая: 20 % - нефте-газовый сектор, нефтехимическая промышленность и транспортировка углеводородов, 15% - дорожное хозяйство (Авто и ЖД), 15% - энергетика (тепло-, электро-, гидро- и атомная) и 10% - другие отрасли, что составило 60 % всех участников или 90 человек. Остальные места или 40 % были поделены между госструктурами – 5%, структурами образования и СРО – 5%, софт-компаниями – 12%, сборщиками и поставщиками цифровых геоданных – 12% и организаторами и представителями СМИ – 5%.

После рассылки приглашений, регистрацию прошли 153 человека, однако до финиша добрались только 125. Из диаграммы видно, кто «отпочковался» в последний момент: это представители госструктуры и …часть представителей дорожной отрасли, точнее автодорожной. Если с представителями госструктурами картина вполне понятная – в последний момент начальство куда-то командировало, то с автодорожниками необходимо подробнее разобраться.

Для наглядности, представляем другую диаграмму, на которой более подробно представлены деление по рынкам, на момент регистрации.

.

Диаграмма № 2: Состав участников по рынкам

Диаграмма  № 2: Состав участников по рынкам

Из диаграммы видно, что регистрацию прошли нужное количество автодорожной отрасли, даже больше, чем железнодорожников, однако реально пришли не все. Возможно, это связано с графиком их работы (лето – время стройки и ремонта дорог), но более точную картину даст анализ анкет, которые сейчас рассылаются и которые размещены на сайте. Тем не менее, Оргкомитет считает, что в автодорожной отрасли наметилась положительная тенденция по сравнению с прошлым годом, увеличилось число участников вообще, прошли регистрацию другие, новые компании, были представители строительного сектора.

Хотя из диаграммы этого не видно, но анализируя информацию прошлого и этого года можно сказать, что хуже обстоит дела с тепло- и электроэнергетиками. Этот сектор рынка с самого начала (в этом году) вяло реагировал на приглашения, хотя контакты для приглашений давали головные проектные институты, которые хорошо знают, кого в отрасли нужно позвать, включая строительные и эксплуатирующие организации. Отказы были разные, от банальных нет денег, до курьезных - «не поедем, и все» или «пару лет назад уже был на одной конференции». Но звучали и настораживающие ответы - эти технологии нас не интересуют, эти технологи наша организация не использует, эти технологии нам не нужны. Вот Вам и экономикообразующий сектор!

Программа конференции

Программа конференции была очень насыщена. Работа шла в двух залах. Всего прозвучало 32 доклада (по 20 минут) в общем зале и было проведено 5 тематических круглых столов (по два часа блок) во втором зале.

Когда Межотраслевая рабочая группа и Оргкомитет начинали работу по формированию Программы II-ой конференции, идеологически она была поделена на три основах блока: проектирование как таковое, включая новейшие технологии, в частности BIM; что происходит после проектирования, т.е. строительство и эксплуатация, и что происходит до проектирования и на стыке интересов (инвестиции, законотворчество, нормативные документы, обучение, сбор данных и их обработки, моделирование). Было предложено сделать 3 блока по 12 докладов и 3 круглых стола по этим тематическим направлениям.

Однако, в процессе работы, появились дополнительные секции, которых в итоге стало 5 и «родилось» 5-ть круглых столов, которые затрагивали различные тематики, от сбора цифровых геоданных, до применения многомерного моделирования при освоении шельфовой зоны морей и океанов (см программу Конференции на сайте).

По содержанию секции распределились так:

Пленарное заседание: обеспечение процессов 3D-проектирования и моделирования в нормативно-технической документации – взгляд госструктур. Здесь планировались доклады от Минрегионразвития (перспективы развития), Госэкспертизы (сдача документации), и разных СРО (существующая нормативно-правовая база) – к сожалению, эти доклады не состоялись, хотя докладчики прошли регистрацию.

Секция 1: Жизненный цикл объектов инфраструктуры. Трехмерное проектирование: трехмерное проектирование – инструмент повышения конкурентоспособности РФ. Влияние 3D-проектирования на ускорение процесса выдачи материала, уменьшения переделок при проектировании, визуализация коллизий; подготовка объектов для инвентаризации, визуализация объекта в целом.

Секция 2: Инновационные технологии сбора исходных пространственных данных. Современные решения по многомерному моделированию от поставщиков ПО: новейшие технологии сбора геопространственных данных: на суше и воде, на земле и под землей, с воздуха и в движении. Новинки в программных продуктах, многомерное моделирование, как инструмент экономического регулирования. «Война форматов» в ПО разных платформ и пути решения. Технология обработки «кальки» и превращение их в 3D-модели. Предложение от ведущих софтерных компаний.

Секция 3: Жизненный цикл объектов инфраструктуры. Эксплуатация: снижение эксплуатационных расходов за счет 3D-моделирования жизненного цикла. Планирование ремонтов; расчет их стоимости; упрощение приемки после капитального ремонта. Моделирование ЧС и планирование мероприятий по их ликвидации на основе цифровых моделей.

Секция 4: Жизненный цикл объектов инфраструктуры. Строительство: сокращение сроков и стоимости строительства при использовании цифровых моделей. Оптимизация земляных работ при строительстве. Исполнительная съемка (методом лазерного сканирования) для создания реальной модели объекта и сравнение ее проектной документацией. Вся документация в одном формате и в одном файле.

Секция 5: Жизненный цикл объектов инфраструктуры. Инвестиции: повышение эффективности инвестиций за счет внедрения 3D-моделирования. Оптимизация бюджетов за счет применения технологий многомерных цифровых моделей. Существующая сейчас нормативно-правовая база для изысканий и проектировщиков в формате 3D-моделирования. Вопросы подготовки специалистов.

Ниже приводится диаграмма по Программе конференции в формате план – факт.

 

Диаграмма № 3: тематика докладов

Диаграмма № 3: тематика докладов

 

Из анализа диаграммы видно, что из запланированных 36 докладов 4-е – не прозвучали. Три из них - это доклады от госструктур, по существующей законодательной базе и нормативной базе СРО, т.е. по тем вопросам, которые сейчас стоят особенно остро и без которых дальнейшее продвижение технологии многомерного моделирования не возможно.

Был также снят один доклад по образованию, по уважительной причине – докладчик отправился на стажировку в США, что радует. Однако не все так гладко в вопросах подготовки и переподготовке специалистов. Оргкомитет опросил около десяти профильных Вузов и Университетов по территории всей РФ, где есть факультеты геодезии с предложением выступить на Конференции с докладом на тему – «Подготовка и переподготовка специалистов по лазерному сканированию и трехмерному моделированию». Все отказались, кроме СГГА и ИрГТУ, мотивируя тем, что такой специальности у них нет и рассказывать им нечего. Такая ситуация в стране настораживает. Чтобы сформировать и утвердить программу обучения нужно минимум 2 года, а чтобы выпустить специалиста – еще 5, плюс еще 3 года, чтобы он «вошел» в профессию. Следовательно, у нас сейчас в образовании по этой специальности уже есть отставание в 10 лет! Интересно, кто придет к нам работать на этот период и кто займет рабочие места наших детей?

Все доклады шли только со знаком плюс. Причем выступления некоторых докладчиков, вызывали неподдельный интерес у слушателей, что вылилось в большое количество вопросов к ним, даже в отдельных случаях пришлось немного отступить от регламента. Хит этой Конференции - доклады по новой BIM-технологии, более известной у нас в стране как информационное моделирование. Планировалось три доклада: обзор рынка, реальные проекты, экономический эффект. Все три доклада состоялись и опубликованы на нашем сайте.

Специалисты по BIM-технологии, которые выступили на конференции

Александр Золотов, США

Александр Золотов, США
эксперт по внедрению технологии BIM
с опытом работы в крупнейших международных строительных компаниях

Марина Король, Россия

Марина Король, Россия
Руководитель группы
Группа по внедрению BIM & IPD технологий

Александр Паршин,  Белоруссия

Александр Паршин, Белоруссия
Куратор информационно-технологических процессов
Группа по внедрению BIM & IPD технологий

На Конференции прозвучали доклады от иностранных специалистов, в которых они рассказали о своем опыте внедрения 3D-моделирования у себя в стране, на примере реальных проектов. Это доклад Андрея Коговчека (CGS plus, d.o.o, Любляна, Словения), «3D-моделирование (проект эксплуатации и всего жизненного цикла объекта)» и доклад Душана Огризека, руководителя проектов, магистр LINEAL d.o.o (компания входит в состав группы «RESEA group Engineers&Architects») на тему «3D-проектирование дорог – практический опыт в Словении». Эти доклады опубликованы на сайте конференции.

Запомнилось слушателям выступление Арсентия Сидорова – практикующего эксперта в области применения информационного моделирования в строительной отрасли, в секторе гражданского домостроения. Вопросы, которые он изложил в докладе, а именно: что такое Информационная Модель (ИМ), участники создания ИМ, задачи, решаемые с помощью ИМ и преимущества перед классическими подходами к процессу эксплуатации, были с интересом приняты аудиторией.

Очень дружно выступили проектные институты. На Конференции прозвучали доклады от ведущих и авторитетных отраслевых проектных институтов - ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ОАО «Атомэнергопроект», ОАО «НИАЭП», ОАО «Росжелдорпроект», ЗАО «Транспутьстрой», ОАО «Дальэнергосетьпроект», ЗАО «Институт «Стройспроект», ОАО «ТомскНИПИнефть», других. И конечно, нельзя не отметить яркие выступления спонсоров конференции, Аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+», ЗАО «Сисофт» и компанию Autodesk, которые выступали в общем зале и параллельно вели круглые столы во втором зале.

Еще одна новинка от спонсоров была представлена на Конференции. Впервые на российском рынке была распечатана объемная трехмерная цифровая модель, исполненная на 3D-принтере компанией «Сисофт» по результатам лазерного сканирования и цветной цифровой аэрофотосъемки Аэрогеодезического предприятия «Меридиан+», (на примере аэропорта Домодедово, масштаб аэрофотосъемки 1:1000).

Цифровая 3D-модель аэропорта Домодедово, выполненная на 3-Д принтере «в пластике».

Цифровая 3D-модель аэропорта Домодедово, выполненная на 3-Д принтере «в пластике».

Второй вариант модели аэропорта, выполнена

Второй вариант модели аэропорта, выполнена
в гипсе, в реальном масштабе, (модель текстурированна).

Если у Вас есть предложения, что нужно включить в Программу III-ей 3D-Конференции, то Вы можете заполнить анкету на сайте и выслать в адрес оргкомитета.

Подводя итоги, Оргкомитет конференции выражает искреннюю благодарность всем, кто помог ее организовать и провести. Особая благодарность нашим Спонсорам, Аэрогеодезическому предприятию «Меридиан+», ЗАО «Сисофт» и компанию Autodesk. Межотраслевой рабочей группе, в состав которой вошли представители ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ОАО «Атомэнергопроект», СГГА, ИрГТУ. Нашим медиапартнерам: журналу «Геопрофи», интернет порталу «Geotop», журналу «Дороги. Инвестиции в строительстве» и «Морскому информационному агентству», которое поддержало один из круглых столов.

Уважаемые коллеги, без Вашей помощи и поддержки, которую мы постоянно чувствовали, у нас ничего бы не получилось. Спасибо Вам всем!

Пресс центр Конференции
Июнь 2013 года.